Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 5 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.16.72.016
УДК: 81-139
ББК: 74.48
Л. П. Юздова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому и литературы, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. В. Свиридова ORCID
Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Т. Н. Лебедева ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО И ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛОВ В ВУЗЕ
Аннотация

Введение. Высшее образование предполагает не только усвоение студентами определенного объема информации, но и совершенствование личностных возможностей, качеств, необходимых им в дальнейшей профессиональной деятельности. Cегодня в России происходят значительные социально-экономические преобразова ния.

 

Выработана стратегия модернизации российского образования, введены новые стандарты образования. Выпускники высших учебных заведений должны ориентироваться в большом потоке информации, уметь продуктивно осмысливать полученную информацию, находить эффективные методы, пути решения поставленных стратегических задач, в целом студенты должны обладать современным профессиональным мышлением, должны быть знакомы с методологией решения серьезных профессиональных задач, быть терпеливыми, толерантными, способными самостоятельно решать поставленные задачи, владеть навыками делового взаимодействия и сотрудничест-ва. Поэтому остро встает вопрос о выборе и дальнейшем использовании педагогических технологий, направленных на формирование критического мышления будущих учителей, необходимого для их саморазвития и самообразования.

Материалы и методы. Рассматривая проблему применения технологии развития критического мышления в вузовском преподавании, мы обращаемся к лингвистическому и литературоведческому циклу дисциплин не случайно. Преподавание этого цикла требует обновления, использования современных методик. В процессе исследования использовались следующие методы и приемы: анализ планов и материалов лекций, семинаров, лабораторных по лингвистическим и литературоведческим дисциплинам, в частности по русскому языку, деловому русскому языку, практикуму по орфографии и пунктуации, по актуальным проблемам орфографии и пунктуации, по выразительному чтению и некоторым другим.

Результаты. Нами проанализированы объем применения технологий критического мышления в вузовском преподавании дисциплин лингвистического цикла, разнообразие и эффективность использования этих технологий в процессе преподавания дисциплин лингвистического цикла.

Обсуждение. Руководствуясь ФГОС 3++, в результате освоения программы бакалавриата преподаватель вуза должен сформировать у выпускника универсальную компетенцию УК-1 «Системное и

 

критическое мышление», обеспечивающую поиск, критический анализ и синтез информации, применение системного подхода для решения поставленных задач. При решении любой задачи важно соблюдать последовательность этапов ее выполнения.

Заключение. В итоге изучения темы мы выяснили, что применение технологии критического мышления в преподавании дисциплин лингвистического и литературоведческого циклов в вузе способствует развитию у студентов мыслительных навыков, которые необходимы как в процессе обучения, так и в ситуациях необходимости принять решение, работать с информацией, анализировать. Традиционные формы обучения связаны, прежде всего, с получением и механическим отображением знаний, технология развития критического мышления способствует активному приобретению знаний, открывает возможности для самообразования, развивает интерес к изучаемому предмету, способствует формированию самостоятельности и креативного подхода к решению проблем.

Ключевые слова

педагогические технологии, критическое мышление, задачная технология, кейс-метод, кластерный подход, метод мозгового штурма, проектные технологии

Основные положения

Критическое мышление — оценивание результатов собственных мыслительных процессов, определение, правильно ли принято решение, насколько удачно решена поставленная задача. Критичес-кое мышление представляет собой оценку собственно процесса мышления, в частности, хода рассуждений, которые позволили сделать те или иные выводы, оценку факторов, которые учитывались при принятии определенного решения.

Для формирования критического мышления существуют различные приемы, к ним относятся задачная технология, или задачный подход, активные и интерактивные методы обучения (кейс-метод, кластерный подход, карусель, метод мозгового штурма и пр.), проект-ные технологии, позволяющие проводить наблюдение, анализ, синтез, использовать при решении индуктивный и дедуктивный методы, интерпретировать, логически рассуждать.

В ходе преподавания дисциплин лингвистического и литературоведческого циклов возможно эффективное использование технологий критического мышления.

Цитировать публикацию

Юздова, Л. П.  ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО И ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛОВ В ВУЗЕ [Текст] / Л. П. Юздова, А. В. Свиридова, Т. Н. Лебедева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  5. — С. 231-244. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.16.72.016.

Библиографический список

1. Волков Е. Н. Научение научному (критическому) мышлению и визуальная объективизация знаний: содержание, практика, инструменты // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2016. № 2 (42). С. 199–203.

2. Нуссбаум М. Не ради прибыли. Зачем демократии нужны гуманитарные науки. М. : ВШЭ. 2014. – 192 с.

3. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб. : Изд-во «Питер», 2000. – 512 с.

4. Харлампьева Т. В. Формирование критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в професси-ональной деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук по специальности 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования. Челябинск, 2009. – 22 с.

5. Джуматаева Д. К. Технология критического мышления — средство развития мыслительной деятельности учащихся // Достижения науки и образования. 2016. № 12 (13). С. 86.

6. Сергеева Б. В., Оганесян В. А. Теоретические основы развития критического мышления младших школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 2. С. 102. – ISSN 2500-3402

7. Медведкова Е. С. Интегрированное обучение критическому мышлению в рамках внутридисциплинарного подхода // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2010. № 6. С. 123–126.

8. Мжельская Т. В. Приемы технологии развития критического мышления в преподавании дисциплины «Технология организации самостоятельной работы» // Сибирский педагогический журнал. № 2. 2014. С. 94.